Очерк о посещении Парижского этического шоу

В начале марта нам довелось посетить Парижское этическое шоу (Paris Ethical Fashion show). Оно проходило в центре Парижа в районе Елисейских полей в Пространстве Пьера Кардена (Espace Pierre Cardin).

По словам организаторов, цель Парижского этического шоу – вывести этичную и устойчивую моду – через креативные бренды с прекрасным дизайном – на уровень международной модной индустрии, столицей которой является Париж.

Для нас эта поездка была интересна со многих сторон. Прежде всего, потому что мы в России начали развивать направление эко-моды. В ноябре мы провели Первые выходные эко-моды с участием профессиональных дизайнеров, которые внедряют эко-принципы в создание коллекций. Этим летом мы проводим Первую русскую неделю эко-моды. О достижениях и планах в развитии экомоды в России можно узнать подробнее в описании проекта.

Все больше и больше дизайнеров хотят придать моде чувство ответственности, внести больше прозрачности в процесс производства, разрабатывать эко-концепцию продукции – от сырья до конечного срока службы с учетом ее экологического следа.
Потребителей также становятся требовательными по отношению к прозрачности происхождения продукции. Они хотят больше местных экологичных товаров, которые прослужат долго.

Основные ценности Этического шоу с момента его основания в 2004 году – это гуманность по отношению к человеку и природе, сочетание традиционных техник с современностью и инновациями.
Шоу проводится 2 раза в год, с показами летних и зимних коллекций.

Парижское этическое шоу проходило со 2 по 4 марта 2012. Мы посетили день для гостей – 4 марта (первые два дня были для дизайнеров и прессы).

В этот день проходила выставка, где свои работы представляли как дизайнеры, представлявшие коллекции на показах, так и просто участники, которые представляли другие коллекции – например, украшения, изделия ручной работы и т.д.

На входе в экспозиционное помещение посетителей встречает банер, который в простой и доступной форме объясняет принципы экомоды. Это так называемая Хартия этичного поведения.

А именно:
1) Уважение к людям через моду, которая уважает и соблюдает права людей. Условия труда должны соответствовать международной конвенции по защите труда.
Это включает запрет на принудительный труд, обеспечение минимальной справедливой оплаты труда, рабочая неделя не более 48 часов, обеспечение мер для здоровья и безопасности, обеспечение свободы деятельности профсоюзов, исключение дискриминации.
Предполагается, что производитель вносит свой вклад в благополучие местного сообщества – поддерживая или улучшая инфраструктуру, уважая культурные традиции, устанавливая долгосрочные бизнес-отношения.
2) Уважение к природе через моду, которая уменьшает вредное воздействие текстильной индустрии на окружающую среду – от дизайна и производства ткани до переработки отслуживших вещей.
Это выражается в стремлении использовать материалы и вещества, которые наносят наименьший вред окружающей среде в процессе их разработки, производства и вывода из пользования. Примеры таких материалов — переработанные материалы, конопля, био-хлопок, био-лен, использование красителей, свободных от тяжелых металлов и токсических веществ.
3) Уважение к культурным традициям через моду, которая сохраняет культурное разнообразие и традиционные техники.
Этическая мода избегает унификации дизайна. Местные традиции придают одежде разнообразие и уникальность, которые символизируют разницу культур, личностей и стилей.

Другой банер при входе в Пространство объяснял значение разных символов, которые означают разные проявления экомоды. Этими символами маркированы все экспозиции на выставке – чтобы посетители могли получить представления о признаках того или иного бренда с точки зрения экомоды. Например, органические ткани, натуральные материалы, справедливая мода, мода, которая поддерживает социальные проекты, мода, которая поддерживает традиционные техники.

То, что хочется отметить – это атмосфера Этического шоу. Она отличается демократичностью, неформальностью, душевностью, открытостью дизайнеров, готовностью к обмену.
Она отличается от атмосферы традиционных модных событий, по крайней мере российских.

Мы поняли, что на верном пути – после посещения первых Выходных экомоды многие гости отмечали, что событие получилось очень душевным и атмосферным.

Некоторые гости говорили, что возможно ему не хватало гламурности, однако мы считаем, что экомода не может копировать гламур, тесно связанный с ценностями общества потребления. У экомоды особые ценности и послания, которые находят свое, особенное выражение и форму.

Нам было очень приятно узнать, что некоторые дизайнеры знают о готовящейся Недели эко-моды – за день до нас шоу посещала Вера Дмитриева, директор эко-бренда LowFat. Она рассказала, что готовит коллекцию для недели экомоды в России.

В событии участвовало около 30 брендов, в основном европейских. О каждом из них можно прочитать на сайте события. Нам бы хотелось рассказать о некоторых брендах и дизайнерах, которые нам особенно приглянулись.

Нам очень понравились дизайнеры из бренда Nodova. Elodie Guillerm, создатель бренда, рассказывает, как она начала делать эко-украшения. Посещая бедную деревню в Эквадоре, она организовала мастер-классы для женщин и обучила их делать украшения из семян местного дерева. Это стало началом социального предприятия, где кооператив женщин работает в справедливых условиях, изготавливая продукцию бренда, отчисления от продажи которой идут на улучшение жизни в местном сообществе. Это также способ обеспечить для местных жителей доход как альтернативу тому, что они вынуждены продавать свои земли и леса под разрушительный бизнес.
Украшения делаются из орехов слоновой пальмы и напоминает по виду слоновую кость, их также называются vegetal ivory – растительной слоновой костью. На фото – семена дерева и украшения, сделанные из них.

Футболки Baffs сделаны в Африке из органического африканского хлопка. Нам понравились простые симпатичные принты, часть из них, по словам дизайнера, выражают африканские традиции и дух. Нам понравилось то, что они при покупке упаковываются в симпатичные круглые картонные коробки.

Стоит отметить, что на Шоу вся упаковка – экологичная, бумага или картон, никаких пластиковых пакетов.

Еще один интересный бренд с яркой и целостной концепцией – My biotiful bag (игра слов – beautiful и bio). Это серия сумок разного размера и функциональности. Часть сумок сделана из биохлопка, сертифицированного по системе GOTS (Global Organic Textile Standard). Косметички сделаны из переработанных пластиковых бутылок – для изготовления каждой уходит в среднем 2 бутылки. Все материалы, которые используются при производстве сумок, либо подвержены повторной переработке, либо биодеградирумые, без использования тяжелых металлов (AZO-free).

Вот что создатели бренда пишут о своей миссии: «Мы хотим, чтобы окружающая среда стала более чистой и безопасной для всех через поддержку органического фермерства, обеспечивающего безопасность для работающих в хлопковой индустрии – одной из самых токсичных на планете. Десятки тысяч смертей каждый год связаны с токсичным производством хлопка».

Maina Khalifeh, создательница ï.de.m, делает очень изящные и необычные украшения из…старой столовой посуды, посеребренных ложек и вилок. Вот такой вот необычный reuse.

Немецкий бренд Kaska Haas представил коллекцию WavePower. Очень красивые и необычные голубые цвета коллекции сразу привлекают внимание своей ритмичностью и вибрациями. Одежда изготовлена из биохлопка, сертифицированного по системе GOTS (Global Organic Textile Standard) и high tech тканями, изготовленными в соответствии со стандартом Bluesign®.
Данный стандарт исключает потенциально опасные для здоровья человека и окружающей среды вещества и технологии и применяется ко всей цепи производства.

Пространство было украшено инсталляцими Françoise Carré, которые не оставляли равнодушными. Сделанные из бывших в употреблении вещей – платков, платьев и другой одежды, они несли также символическое значение.
В холле пространства расположилась экспозиция Esmod – образцы платьев, выполненных из эко-тканей.

На веранде расположились несколько мастеров hand made. Здесь можно было увидеть творческие изделия из вторичного сырья La Maison Dubois (объединение нескольких дизайнеров, работающих вместе над экотемой). А также приобрести кошельки и другие изделия, сплетенные из пластиковых пакетов.

Бренд casual одежды Switcher демонстрирует экологическую ответственность разными способами. Устанавливает солнечные батареи на производстве, перерабатывает и снижает потребление бумаги, сертифицирована в соответствии с ISO 14001 – международным экологическим сертификатом, все поставщики проходят аудит на соответствие экологическим требованиям.

Вся одежда бренда L´Herbe Rouge изготовлена только из сертифицированных тканей – органического хлопка (сертификация ECOCERT), лен (EKO-SKAL), процесс отбеливания и окрашивания происходит в соответствии со стандартом GOTS (Global Organic Textile Standard).

Нью-йоркский бренд Soham Dave (по имени его создателя индийского происхождения), который изготавливает ручные украшения и сумки, продвигает продукцию индийских мастеров, которые используют традиционные техники, соответствующие эко-стандартам и стандарту fair trade.

В целом, можно отметить, что на Шоу присутствовал целый ряд брендов, которые работают с различными местными сообществами, продвигая продукцию, изготовленную местными мастерами и обеспечивая ее соответствие стандарту fair trade или справедливой торговли.

«Справедливая торговля» – это социальное движение, реализующее этическую модель международной торговли. Оно обеспечивает правовые гарантии фактическим производителям товара, адекватную стоимость продуктов труда и защиту окружающей среды. Организация занимается сертификацией, маркировкой и распространением товаров, которые чаще всего изготовляются с использованием ручного труда (кофе, чай, бананы, шоколад, рис, какао, мёд, хлопок, вино, свежие фрукты, специи).
«Справедливая торговля» защищает интересы малоземельных фермеров, которые являются продуктивной силой в развивающихся странах. Товары, производимые ими – основные статьи экспорта, от реализации которых зависит здоровье национальной экономики.

Следующий, зимний показ, состоится в Париже с 6 по 9 сентября. Также есть возможность посетить Этическое шоу в Берлине с 4 по 6 июля, и в других западных странах.
И, конечно же, мы ждем всех на Первую русскую неделю экомоды!

ФОТОГРАФИИ С ПАРИЖСКОГО ЭТИЧЕСКОГО ШОУ

Марина Кокорина, Татьяна Каргина